пятница, 8 февраля 2013 г.

грюнвальская битва иформация

       В отличие от войск Ордена, армия ВКЛ состояла по большей части из хоругвей легкой кавалерии, вооруженной пиками, мечами и луками. В качестве защитного вооружения чаще выступал кожаный кафтан, чем кольчуга. Литовская кавалерия, таким образом, уступала тяжелой кавалерии ордена в ударной силе, но была выше ее по скорости действий [10; с. 22]. В то же время в битве участвовала и тяжелая конница ВКЛ в составе хоругвей Витовта. По реконструкции Ю.Н. Бохана, голову такого воина защищал шлем с забралом, а туловище кольчуга и одетая на нее «бригантина» - доспехи, собранные из прямоугольных металлических пластин. Они крепились заклепками с внутренней стороны. Вооружение составляли меч и длинное копье [3; с. 51].

       Разные авторы по разному оценивают войска сторон, которые сошлись в битве 15 июля 1410 г. на открытой местности в поле под Грюнвальдом. Так, специалист по военной истории ВКЛ доктор исторических наук Ю.Н. Бохан оценивает войска союзников в 30 40 тысяч человек, а войско крестоносцев в 15 20 тысяч человек [1; с. 555]. Гродненский историк-публицист Витольд Ивановский считает, что соединенное войско Короны и ВКЛ насчитывало в своих рядах порядка 32-х тысяч воинов [5]. Такую же цифру сообщает военный энциклопедический словарь, войска Ордена словарь оценивает в 27 тысяч человек [12; с. 412]. По оценке польских историков А.Дыбковской, М. и Я. Жарын, каждая из армий включала около 20 тысяч воинов [8; с. 62]. Профессор Кароль Олейник - руководитель отдела военной истории Института истории Познаньского университета имени Адама Мицкевича - считает, что силы союзников состояли из около 29 тысяч кавалерии и 10 тысяч пехоты, а силы крестоносцев из 21 тысячи всадников и 6 тысяч пехоты, при этом неравенство сил уравновешивалось большим удельным весом тяжеловооруженных рыцарей Ордена [10; с. 23].  Кроме того, у поляков и войск ВКЛ значительные силы оставались во время битвы на защите своих обозов. Всего же в Ордене, как и в Польше вместе с ВКЛ, количество войск оценивают в 50 тысяч человек [11; с. 399]. По количеству участников Грюнвальдская битва стала одной из самых крупных битв Средневековья [13; с. 118].

       Командование ордена было дезориентировано маневрами противника и не ожидало появления его объединенной армии на своей земле. Тем не менее великий магистр успел своевременно перевести силы на юг Пруссии, чтобы преградить путь на столицу. 10 июля 1410 г. он встретил армию союзников на укрепленной переправе возле Кужентника, но Ягайло уклонился от битвы и отвел силы назад, чтобы затем вновь повернуть на Мальборк. Ульрих фон Юнгинген пошел наперерез и 15 июля столкнулся с союзниками недалеко от Стемборка (Танненберга) и Грюнвальда (Грюнфельда), на поле между которыми и состоялась генеральная битва [6; с. 475]. Теперь это Ольштынское воеводство Польши.

       Под Червиньском епископ Якуб, отслужив торжественную обедню, обратился с проповедью на польском языке ко всему войску Польши и ВКЛ. Он много рассуждал о войне справедливой и несправедливой, многими и очевидными соображениями доказывая, что война, предпринятая королем против крестоносцев, будет справедливейшей, и своим удивительным даром убеждения воодушевил сердца всех внимавших ему рыцарей на защиту королевства и родины, на мужественный бой с врагами [8; с. 62]. Только одно упоминание о более чем 60 битвах, походах, набегах, вооруженных стычках с крестоносцами, что имели место лишь в XIV веке, настраивали на вывод: противостояние не может тянуться бесконечно. Пришло время окончательно ответить на вопрос: Кто кого?: или расправиться с неуемным агрессором, или попасть под его владычество [5].

       Военные действия союзников начались сразу же после окончания перемирия (26 июня 1410 г.), но по предложению Ульриха фон Юнгингена его время было продлено до 4 июля 1410 г. Ягайло и Витовт, соединив под Червиньском свои военные силы, переправились через Вислу на территорию Ордена и двинулись в направлении Мальборка [6; с. 475].

       Польский король призвал добровольцев и наемников из Венгрии, Чехии и Моравии, а Витовт - татар [8; с. 61] и валахов (молдаван) [11; с. 399] и хоругви из русских земель. Чехи и моравы устремились на грюнвальдское поле под командованием выдающегося полководца, будущего предводителя чешского восстания против Священной Римской (Германской) империи и национального героя Чехии Яна Жишки. В битве на стороне союзников участвовали также словаки, сербы и другие западные славяне [5]. В Польшу начали возвращаться польские рыцари, служившие при других королевских дворах [10; с. 23]. Польское войско собиралось в районах городов Коло и Вальбош, а также в Плоцке. Витовт выступил в поход из Гродно, во главе хоругви своего родового княжества. Горожане и гости города Гродно, многочисленные экскурсанты хорошо знают мощный камень-памятник, установленный на холме возле древней Борисоглебской (Коложской церкви) XII века. Именно здесь, по преданию, собирались воины гродненской хоругви перед походом на Грюнвальдскую сечу. Затем наши предки следовали запутанными лесными дорогами к истокам Нарвы, на правый берег Буга. Согласно плану, сюда подходили волковысская, лидская, пинская, стародубская, смоленская и другие хоругви Великого княжества. Собравшись вместе, они двинулись на соединение с польскими ратниками, с которыми соединились 30 июля соединились неподалеку Вислы, возле города Червеньск [5] (в Мазовии).

       Готовясь к войне, Ульрих фон Юнгинген 20 декабря 1409 г. подписал в Буде антипольский договор с венгерским королем Сигизмундом Люксембургским, однако не получил от него никакой помощи. Лифляндский орден также уклонился от участия в генеральной битве и прислал свои силы с опозданием [6; с. 475]. Однако ошибочно полагать, что такая мощная религиозно-воинская сила, исповедующая «дранг нах остен», как Немецкий (Тевтонский) орден, на поле под Грюнвальдом была исключительно немецкой. Под ее знамена стекались искатели легкой наживы, считай, со всей тогдашней Европы, или старого света. В столицу крестоносцев Мариенбург накануне Грюнвальдской битвы устремились рыцари из Австрии, Баварии, Швабии, Бургундии, Франции, Дании, Фландрии, Англии и даже Испании [5]. Крестоносцев поддержали многие рыцари Западной Европы, поверившие их лживым призывам к крестовому походу против язычников [8; с. 61]. Орден также активно вербовал наемников, используя развитые дипломатические связи [10; с. 23].

       Окончательную развязку ускорили события, которые имели место в апреле 1410 года. Крестоносцы, ведомые все тем же великим магистром, ворвались в Волковыск и учинили там жестокую резню, перебив большую часть населения [5].

      Витовт, для приготовления к походу, убыл в Троки, а Ягелло, воспользовавшись осенним временем, поехал на охоту в Беловежскую пущу. Всю осень и зиму Ягайло, сопровождаемый многочисленным охотничьим отрядом, убивал зверей, солил мясо, коптил его и складывал в бочки [9; с. 20]. Ягайло, «занимаясь охотой [ ] в продолжении восьми дней, добыл много лесных зверей и, засолив в бочках [ ], приказал сохранить запас для будущей войны», - пишет польский хронист XV века Ян Длугош [8; с. 61]. Весною заготовленный провиант сплавили по рекам Нареву, Западному Бугу и Вислу в Плоцк, где были устроены склады для предстоящего похода. В интендантских целях охотились на крупного зверя: тура, зубра, оленя, лося, кабана. В то же время выловили немало диких лошадей [9; с. 20]. В Плоцке также складировалось вооружение и другое военное имущество [10; с. 22]. Поляки построили «никогда еще не виданный навесной мост на лодках», позволявший войску переправляться через Вислу [8; с. 61]. Это был понтонный мост, который строился по частям в течение нескольких месяцев и должен был сплавляться по реке к установленному времени в назначенный район переправы [10; с. 22]. Такой уровень приготовлений был невиданным ранее в польской военной практике [10; с. 23]. Даже крестоносцы не осуществляли таких далеко идущих и глубоко разработанных планов, хотя их военная организация считалась наилучшей [11; с. 399].

       8 10 декабря в Бресте тайно прошел военный совет Витовта и Ягайло, на котором был разработан стратегический план летней кампании. Было решено объединить силы и направить удар на столицу Ордена Мариенбург (современный польский город Мальборк), чтобы принудить орден принять генеральную битву в поле и, пользуясь большим количественным превосходством, разгромить его армию [6; с.475]. Надо указать, что еще в декабре 1408 г. на встрече в Новогрудке Ягайло и Витовт планировали эту войну, а в Бресте подвели итоги первого этапа боевых действий, откорректировали и уточнили планы [5]. При этом Витовт потребовал признания за ВКЛ Подолья. Ягайло вынужден был принять это условие. На совете присутствовал и сын свергнутого и погибшего хана Золотой Орды Тохтамыша Джелал-ад-Дин. В обмен на помощь он попросил у великого князя содействия в своем желании стать ханом Золотой Орды [3; с. 51].

       Когда Польша в конфликте заняла сторону Витовта, великий магистр Тевтонского ордена Ульрих фон Юнгинген 6 августа 1409 г. объявил Ягайле войну. Орденское войско вошло в Добжиньскую землю и северные Куявы и быстро овладело ими. Польша проиграла этот этап войны. Армия ВКЛ, воюя отдельно, заняла Жмудь, оставленную немецкими рыцарями [6; с.475]. Великий магистр Ульрик фон Юнгинген не отважился воевать одновременно и с Польшей, и с Литвой. Через посредничество чешского короля Венцеслава (Вацлава) он начал переговоры с Польшей с целью заключения перемирия [3; с. 51]. 8 октября 1410 г. Королевство Польша и Орден подписали перемирие до 26 июня 1410 г. (по другим данным, с 8 сентября 1409 г. по 14 июня 1410 г. [3; с. 51]). На ВКЛ оно не распространялось, договор о перемирии с Витовтом орден подписал только 26 мая 1410 г.). Стороны использовали время для активной военной и дипломатической подготовки для решающей битвы. Одновременно конфликт пробовали решить через международный суд [6; с.475], чешский король Вацлав IV как третейский судья обещал рассудить споры между сторонами [3; с. 51], однако решение судьи от 15 февраля 1410 г. оставило Ордену права на спорные земли, поэтому Ягайло и Витовт не согласились с таким решением и не признали его [6; с.475].

       Непосредственным поводом развязывания войны стало жмудинское восстание против власти немецких рыцарей, которое началось в конце мая 1409 г. [6; с. 474]. Ранее, в 1401 г. Витовт заключил с Польшей Виленско-Радомскую унию, создав тем самым условия для борьбы с Тевтонским орденом. Увеличив свои силы возобновлением связей с Польшей, Витовт думал о возвращении Жмуди, начал возбуждать жмудинов к восстанию [7; с. 126]. Жмудины, которых силой принуждали платить непомерные подати и нести различные повинности в пользу орденского государства, поднялись с оружием в руках против крестоносцев [8; с. 61]. Витовт давал им помощь, затем открыто вступился за них [7; с. 126]. Как сообщал великому магистру орденский шпион, инициатором войны был именно Витовт, который склонял к ней польского короля Ягайло, умело используя обострение отношений Ордена с Польшей из-за споров за город Дрезденок [3; с. 51]. Сам Витовт выступал третейским судьей в споре между Польшей и Орденом за этот город. Великий магистр Тевтонского ордена Ульрик фон Юнгинген через посольства уверял Витовта в приязни к нему: «После Господа Бога Орден имеет только одного благодетеля и отца Витовта», «Все, что скажет Витовт, то будет святым для Ордена». Витовт не поддался на лесть магистра и присудил спорный город Польше. Это вызвало приступ гнева у Юнгингена и ускорило войну [3; с. 52]. Опытный политик и военный стратег, Витовт понимал, что Жмудь это связующее звено, мост между Тевтонским и Ливонским орденами, через которое они могут соединить свои силы и с удвоенной мощью напасть на земли ВКЛ. Кроме того, через Жмудь Литва могла иметь выход к Балтийскому морю в районе Паланги. В экономической мощи Ордена, паразитирующей в том числе и на международной торговле ВКЛ и Польши по торговым путям через Балтику, была бы пробита хотя небольшая, но ощутимая брешь.

       В развязывании Великой войны одну из главных ролей сыграл двадцать шестой великий магистр Тевтонского Ордена Ульрик фон Юнгинген (1407 1410 гг.). Он родился около 1360 г. в Швабии, в молодом возрасте вступил в Орден. Его старший брат Конрад фон Юнгинген был великим магистром в 1393 1407 гг. Перед своей смертью он просил рыцарей не выбирать великим магистром его брата - командора замка Балга. Но рыцари, зная воинственный характер Ульрика, избрали его главой Ордена. И сразу же новый магистр стал готовиться к войне с Польшей [3; с. 52].

      Великая война 1409 1411 гг. ВКЛ и Польского королевства против Немецкого ордена началась из-за спорных территорий (Добжиньская земля, Поморье, Новая Марка, Жмудь), захваченных или находящихся под угрозой захвата крестоносцами в результате агрессивных устремлений Ордена, его непрекращающейся территориальной экспансии [6; с. 474].

      Решающая битва Великой войны 1409 1411 гг. между Великим княжеством Литовским (далее - ВКЛ) и Королевством Польша с одной стороны и Немецким (Тевтонским) орденом с другой - Грюнвальдская битва - произошла 15 июля 1410 г. около населенных пунктов Грюнвальд и Танненберг на территории ордена (сейчас Варминско-Мазурское воеводство, Республика Польша). Она явилась главным этапом войны [1; с. 554], план которой был разработан польским королем Ягайлой  (в православии Яков, в католичестве Владислав; 1352? 1.6.1434 гг.; великий князь ВКЛ в 1377 1381, 1382 1392 гг.; король Польши в 1386 1434 гг.; основатель династии Ягеллонов [2; с. 285]) и великим князем литовским Витовтом (1344 или 1350 г., Троки 27.10.1430 г., Троки [3; с. 79]; великий князь с 1392 г. по 1430 г. [4; с. 304]) - двоюродным братом Ягайло - в декабре 1408 г. на встрече в Новогрудке [5] и в декабре 1409 г. на Берестейской встрече [1; с. 554].

      (Посвящается 600-летию великой победы славян и их союзников над Немецким орденом под Грюнвальдом)

      Грюнвальдская битва 1410 г. решающая битва Великой войны 1409 1411 гг.

    На заставке - картина польского художника Войцеха Коссака "Битва при Грюнвальде. 1410." (1931).

Грюнвальдская битва 1410 г

Грюнвальдская битва 1410 г (Александр Севенко) / история и политика / Проза.ру - национальный сервер современной прозы

Комментариев нет:

Отправить комментарий